Цели: ознакомить родителей с возможностями педагогического партнерства с образовательной организацией; способствовать эффективному диалогу родителей и детей; повышать педагогическую культуру родителей.
Форма проведения: семинар.
Участники: родители, социальный педагог
Подготовительный этап.
План проведения собрания:
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Взаимодействие семьи и школы.
3. Практическое задание для родителей.
4. Обсуждение возможностей родителей по педагогическому партнерству со школой.
6. Итоги собрания. Принятие решений родительского собрания.
Ход родительского собрания
1. Вступительное слово классного руководителя.
- Здравствуйте, уважаемые родители! Здравствуйте, уважаемые партнеры! Да, именно партнеры, так как только наше взаимопонимание, сотрудничество могут привести нас к успеху в общем деле - деле подготовки выпускника к будущей взрослой жизни.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.
А как эти взаимоотношения должны выстраиваться, покажет нам мудрая восточная притча «Пророк и длинные ложки».
Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь. «Где ад и где рай?» - с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел в какой-то дворец. Вошли они в большой зал, где толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые и длинные ложки из супа, но даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей. С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми большими ложками.
Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад».
Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого они видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий.
Илья-пророк сказал спутнику: «Это рай!»
- Уважаемые родители, думаю, что мудрая мысль этой притчи каждому из вас понятна.
«Ад» - это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. «Рай», напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы - люди в раю и люди в аду - имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут - в раю или в аду, - зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.
- Рай и ад - в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Как мы будем решать проблемы во взаимодействии «ученик - учитель - родитель», определяется большей частью нашим опытом и знаниями, нашей готовностью использовать их, поэтому и тема нашего сегодняшнего разговора «Родители как педагогические партнеры образования».
Наши дети уже в 11 классе, они стоят на пороге важного выбора, и от того, как мы с вами сможем их в этот ответственный момент поддержать, насколько наши с вами требования будут едиными, зависит, насколько комфортно будет чувствовать себя будущий выпускник школы, с какими результатами он подойдет к получению аттестата зрелости.
Родители (законные представители) учащихся преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Выобязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
2. «Взаимодействие семьи и школы».
- Основными задачами воспитания на современном этапе развития общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Большую часть времени ученик проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы требования педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, будут решать проблемы воспитания согласованно.
Сегодня одна из главных задач школы - создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.
Как сделать общение с родителями живым? Как создать условия для взаимного сотрудничества?
Роль семьи в обществе не сравнима по своему значению ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка - чтобы его любили таким, какой он есть.
Участие родителей в развитии личности ребенка определяется рядом параметров:
• Социокультурный зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.
• Социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе.
• Технико-гигиенический зависит от условий проживания, особенностей образа жизни.
• Демографический определяется структурой семьи.
Взаимодействие школы и семьи в наше время необходимо по многим аспектам:
- для согласования единого подхода к самовоспитанию как процессу организации жизнедеятельности ребенка с целью создания всесторонних условий для развития личности;
- для обсуждения общей методики и техник, необходимых для воспитательных воздействий на личность ребенка, для координации и корректировки их в повседневных жизненных ситуациях;
- для отсутствия конфликтных взаимоотношений, ведь всем известно, что воспитание достигает успеха лишь в атмосфере полного взаимопонимания, гармонии личности с самим собой и окружающим миром.
Педагогическое партнерство классных родительских коллективов и педагогического коллектива образовательной организации дает возможность:
- создать единый коллектив взрослых и детей, объединенных общими целями, многообразной совместной творческой деятельностью, гуманными демократическими отношениями;
- формировать единые позиции коллектива родителей по стратегии воспитания и обучения детей;
- культивировать среди обучающихся и родителей чувство солидарности родителей, детей и педагогов; уверенности в себе, ответственности, задачу разрабатывать стратегию воспитания детей согласно принятым решениям в коллективе.
3. Практическое задание для родителей.
- Вы доверяете нам самое дорогое - ваших детей. В школе старшеклассники проводят очень много времени. В течение дня они общаются и с учителями, и с педагогами дополнительного образования, другими работниками образовательной организации, и с одноклассниками, сверстниками. Помимо этого у них есть еще и другой, свой, круг общения. Давайте вместе проанализируем, кто оказывает воздействие на подростка.
Родители называют, классный руководитель записывает на доске.
- Посмотрите, всех этих людей можно условно разделить на 3 группы: дом (семья), школа и улица (друзья).
Родителям предлагается игра, в ходе которой можно сформулировать представления о роли каждой категории в жизни подростка.
Условно разделимся на три группы «Родители», «Школа», «Улица». И с позиции той группы, где вы оказались, подумайте и напишите на бумаге, как оказывает влияние та или иная группа, что может дать хорошего или плохого в формировании личности ребенка.
Ознакомление с выводами каждой группы.
Вывод: сравнивая ответы, мы можем выделить то, что объединяет группы. Но есть и то, что ребенок может получить только в школе, дома или на улице. Взаимодействие семьи и школы может решить многие вопросы воспитания ребенка, снизить отрицательное влияние социальной среды, но школа никогда не сможет конкурировать с семьей. Семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
4. Обсуждение возможностей родителей по педагогическому партнерству со школой.
Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству.
Такое взаимодействие позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Сегодня перед школой поставлен социальный заказ на формирование личности ребенка, которую характеризует не только информированность в различных областях науки, но и коммуникабельность, толерантность, современный тип мышления, ответственность за принятие решений. Поэтому в условиях современного подхода к обучению, воспитанию, развитию и социализации выпускник школы должен выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром, адаптироваться к условиям современного общества адекватно социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям.
Родители - главные социальные партнеры школы. Следовательно, родители становятся союзниками педагогов, ведь только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, родители и школа могут достичь желаемых результатов в обучении и воспитании детей.
6. Подведение итогов. Принятие решения собрания.
разгарнуць » / « згарнуць