«Роль семьи в развитии моральных качеств подростка»
Цели: 1. Познакомить родителей с результатами исследований учёных о влиянии семейной атмосферы на развитие моральных качеств подростка;
2. Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями;
3. Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему;
4. Способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.
Задачи:
1.Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка.
2.Довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви.
3.Расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско – родительских отношений.
4.Повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых.
5.Пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области педагогических знаний.
6.Совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности
Участники: родители учащихся 11 класса.
Ход лектория
I. Лекция : О влиянии особенностей семейных отношений на уровень моральной воспитанности ребёнка, о четырёх типах семей.
Не раз и не два педагоги, психологи, социологи ставили перед собой задачу сопоставить характер, особенности семейных отношений с уровнем моральной воспитанности, и неизменно оказывалось, что между тем и другим существует отчётливая связь. Можно даже выделить разные группы семей и соответственно разные типы поведения подростков.
В семейной книге «Мир детства: Подросток» авторы рассматривают данную проблему, предлагают выделить в качестве главных признаков, характеризующих семью, следующие:
а) гармоничность отношений в семье;
б) особенности воспитательных усилий родителей.
Проведённые исследования позволили выделить несколько групп семей.
В семьях I группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты:
- общительность;
- коллективизм;
- доброжелательное отношение к окружающим их людям;
- уважение к старшим.
II группа семей - здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от I группы, отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием. В таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определёнными положительными качествами можно отметить и отрицательные: лень, упрямство, лицемерие.
III группа семей . Наиболее характерная черта – конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».
IVгруппа - это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребёнка.
Их главное правило: «чтоб учился отлично и вёл себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания – полное неприятие ребёнком моральных норм своей семьи. Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребёнка - его взгляды, его отношение к людям – в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребёнок – это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.
Родители называют 7 причин трудностей в следующем порядке по их значимости:
1. Недостаток материальных средств.
2. Недостаток времени.
3. Недостаток педагогического опыта.
4. Плохие жилищные условия.
5. Влияние неформальных групп.
6. Отсутствие помощи со стороны школы.
7. Неблагоприятная ситуация в семье (в последнюю очередь).
- Очевидно, что большинство родителей уверены: воспитанию их детей мешает государственная политика, экономика, другие причины, а не внутрисемейные отношения, хотя по результатам опроса школьников, наиболее часто встречающиеся проблемы такие:
• нет контакта с мамой;
• родители часто кричат, ссорятся;
• очень жесткий контроль;
• постоянные ссоры с братом, сестрой;
• у родителей нет времени поговорить со мной;
• нет понимания, мама постоянно кричит;
• никогда не хвалят.
- Как часто мы слышим: «Ради детей... Все терплю, всем жертвую - ради них. Им нужен отец...» Разумеется, детям нужны, необходимы и отец, и мать. А еще нужнее семья - в ее подлинно высоком значении, понимании. Нужен отчий дом - и самый теплый, и самый родной любимый уголок, уютный и ласковый, куда все приходят, чтобы отдохнуть душой, встретиться с дорогими людьми, поделиться радостями и огорчениями, попросить совета, будучи уверенным, что тебя поймут, поддержат, помогут, что тебя здесь любят и не дадут в обиду. И если отец и мать действительно хотят что-то сделать ради детей, их первейшая обязанность - создать этот семейный уют и душевный комфорт. Иначе никакие материальные блага, никакая высокая зарплата, квартира, шикарная обстановка и дорогие подарки не сделают дом родным, а присутствие родителей с их скандалами и взаимными оскорблениями не принесут ничего, кроме вреда.
Любой конфликт приводит к возникновению чувства раздражительности, протеста, неудовольствия, враждебности и агрессивности. Если он затянулся и родители не могут найти конструктивный выход из создавшейся конфликтной ситуации, то конфликт может привести к кризису семьи. Кризис в семье может иметь ряд отрицательных последствий. И самым тяжелым из них является психическая травматизация детей, которые в любом возрасте страдают от нездорового климата в семье. В условиях конфликтной семьи любой ребенок приобретает отрицательный опыт общения. Он перестает верить в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми. Ребенок разочаровывается в человеческих взаимоотношениях и не приобретает положительного опыта сотрудничества, столь необходимого для дальнейшей жизни.
Отмечается, что у супругов раздражительных, беспокойных, склонных к конфликтам, дети также раздражительны и нервны. Причина здесь в той эмоциональной атмосфере, которая постоянно складывается в семье и затем закрепляется в психике ребенка как естественная модель поведения. Любые конфликты, которые возникают между супругами на глазах у ребенка, являются для него травмирующей ситуацией. Она может быть источником повышенной возбудимости, тревожности, страха, может привести к неврозам и даже психическим заболеваниям. Конфликты между супругами играют огромную роль в развитии моральных качеств подростка. Он растет в условиях противоречивых, несогласованных требований отца и матери. Он вынужден решать, кто прав: папа или мама, становиться на чью-то сторону. Все это приводит к формированию лживости, двуличия в характере ребенка. При наличии конфликтов духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, благополучия, стабильности. Вырастить в таких условиях доброго и уравновешенного ребенка достаточно сложно. У подростка растет безнадзорность и бесконтрольность поведения, он не усваивает целого ряда нравственных общечеловеческих норм. Все эти дефекты семейного воспитания обязательно негативно отразятся на отношении ребенка к его будущей семье.
Если бы все родители знали, что в школах очень многие подростки (в иных случаях до 70-80%), отвечая на вопрос анкеты, написали, что ни с коем случае не намерены создавать будущую свою семью наподобие той, которой наделила их судьба в образе отца и матери! Что родной дом не вызывает у них ничего, кроме чувства горечи, обиды и жгучего стыда! Что в сочинениях на тему «Моя семья» они пишут такие вещи, которые заставили бы - может, впервые - серьезно задуматься некоторых пап и мам.
Классный руководитель приводит примеры:
- «Не могу жить дома, готова бежать куда глаза глядят. Каждое Утро начинается у нас со скандала. Отец торопится на работу и придирается к матери: не так сготовила, не это подала, то слишком горячее, то холодное, то невкусное... Мать кричит: «Ну и готовь сам, мне некогда, вы все мне надоели до смерти!». Брат ищет свои тетрадки, Ручки, которые вечером разбросал. Отец дает ему подзатыльник, брат Ревет. Мать кричит на обоих. Я молча завтракаю и собираюсь в школу, но иногда не выдерживаю и тоже начинаю кричать на всех и даже плачу... Мне очень обидно, что у нас такая недружная семья. А ведь моих родителей на работе уважают, они всегда безотказные, помогают соседям, знакомым. Но вот выдержки нет нисколько... Неужели и у меня будет такая же семья, мы так же будем все время враждовать и ссориться? Ведь люди женятся по любви. Куда же девается все хорошее и светлое?»
А вот противоположный пример: «Если я выйду замуж, то только за такого человека, как мой папа. А сама постараюсь быть похожей на маму. Как я их люблю за их спокойствие и выдержку, любовь и внимание друг к другу и ко мне! У нас никто и никогда не повышает голоса, разговаривают все дружелюбно, доброжелательно, все делают сообща, помогают один другому, заботятся. Папа наш всегда старается, чтобы маме было полегче. Он говорит: «Есть работы не женские, но нет не мужских». Когда мама уезжает в командировку, папа и готовит, и убирает, и стирает, и гладит. В праздники и дни рождения он обязательно дарит цветы и подарки маме и мне. Я горжусь своими родителями. Многие девочки мне завидуют. Одна моя подружка пришла к нам и сказала: «Как у вас тихо и ласково! У нас так никогда не бывает». Мне стало ее очень жаль. И эти слова я навсегда запомню. Думаю, моя семья тоже будет хорошей и дружной».
Во многих сочинениях о неблагополучных семьях звучит вопрос: «А надо ли терпеть все унижения и оскорбления ради детей? Не лучше ли развестись?» Да, ссорясь и бранясь с мужьями, живя постоянно в состоянии стресса от конфликтов и скандалов, женщины действительно полагают, что все это терпят ради детей, ради их счастья, более того - приносят себя в жертву. Но не лучше ли пожертвовать другим - некоторыми особенностями своего характера, неуступчивостью, неуживчивостью, сварливостью, раздражительностью, грубостью? Не следует ли и мужьям поступить таким же образом - опять-таки ради детей? (Я уж не говорю о бутылке, которую многие предпочитают всему, в т. ч. и миру в семье.) Очень многое, если не все, зависит от женщины в деле создания семейного уюта, спокойствия и дружественной атмосферы. Уметь вовремя удержаться от злых слов, погасить вспышку раздражения, разрядить шуткой начинающуюся ссору, улыбкой предотвратить конфликт, мягко и нежно проявить заботу, сделать приятное мужу, приготовить его любимое блюдо - и он, исполненный благодарности, будет рад ответить тем же. И, совершив дурной поступок, устыдится и раскается быстрее, чем когда жена в гневе и ярости будет кричать и браниться. Ну, а если глава семьи - закоренелый эгоист и негодяй, скандалист и пьяница, для которого всего дороже «пол-литра», к сожалению, вероятно, тут единственный выход - расстаться, но и то - сделать это надо по возможности по-хорошему, достойно. Не упрекая и не оскорбляя друг друга и не вовлекая в свои распри детей. Но и стараясь сохранить мир в семье, никто не должен поступаться принципами чести, добра и справедливости. Смешно, конечно, разводиться из-за какой-нибудь мелочи, например, из-за того, что молодой муж имел привычку приклеивать к новому куску мыла старый обмылок, а жене это не нравилось... Сравнимы ли подобные причины со следствием - разводом, крушением семьи, если молодые женились действительно по любви?
Автор одной из статей предлагает «играть»: например, молодой жене - играть в хорошую и заботливую супругу, тщательно одеваться и красиво сервировать стол к приходу мужа, встречать его улыбкой и поцелуем. Муж, соответственно, должен всегда вслух замечать, как идет жене новое платье, как она вкусно готовит, как он рад ее видеть и как он ее любит. И если вначале все это будет игрой, то впоследствии, возможно, станет правдой и войдет в привычку. Не будем уверять, что это - единственный и абсолютно верный и нравственный способ достижения семейного единства и дружбы, но и отмахиваться от подобного метода не стоит. Если молодожены любят друг друга по-настоящему, то каждому хочется сделать приятное для любимого человека - без какой-либо игры, без притворства; и прекрасно, если эту любовь и заботу впоследствии увидят дети. Для них пример родителей - самый главный.
Очень жаль, что из современной нашей лексики почти исчезли такие слова, как любимая, невеста, чувство, неприличие, робость, зато в обиходе - половой акт, проституция, презервативы и др. Нет смысла обвинять в тлетворном влиянии Запад, телевидение, я считаю, что семейной жизни может научить только собственная семья, родной дом, пример родителей. Если он отрицательный, вряд ли удастся внушить подростку, что счастливая семейная жизнь не только возможна, но и обязательна. Между тем цепная реакция ссор, выпивок, к несчастью, живуча и процветает до сих пор, отравляя детское сознание, калеча их души, заражая цинизмом. И причина всему - неуступчивость, эгоизм, нежелание сдержать себя, попробовать понять Другого человека, ощутить его обиду и боль, поставить себя на его место. Иногда приходится слышать, что хорошо, мол, сохранять в семье мир и покой, когда у мужа и детей характеры спокойные, тогда и жена доброжелательна и внимательна. А может, как раз потому и спокойно, и хорошо в семье, что жена не кричит и не сердится?
Родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка: его взгляды, его отношение к людям - в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок - это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя. Если семейная среда благополучна и отношения между мужем и женой хорошие, то можно компенсировать даже некоторые наследственные факторы. Мать и отец по отношению к своему ребенку могут исполнять роль мудрых, проницательных и заботливых психотерапевтов. В этом случае нежность и любовь, понимание душевных состояний ребенка дают весьма успешный лечебный эффект. Вот почему спокойная, дружелюбная атмосфера в семье - обязательное условие для нормального развития личности ребенка.
К великому сожалению, многие молодые люди у нас не научены любить. Любить вообще - родителей, стариков, детей, больных, увечных, слабых... И конечно, жениха или невесту, мужа или жену, собственных будущих детей, природу, все живое. Вступая в брак вроде бы по любви, они не умеют ценить ее, не имеют понятия о самоотверженности, заботе, внимании к другому человеку. Выйдя из благополучных семей, они видят в своих избранниках таких же хороших и добрых людей, какими были их родители; и малейшее несоответствие созданному идеалу воспринимается как измена, вызывает гневное возражение, дает начало конфликтам. Тот же, кто сызмальства привык к семейным распрям, переносит прежние впечатления в новую, уже свою, семью. И в том, и в другом случае жизнь молодых не налаживается: они привыкли думать только о себе, игнорировать образ мыслей, привычки, вкусы, желания и настроения супруга или супруги. А учить терпимости, заботе, ласке, выдержке, вниманию - иными словами, учить любви - необходимо с детства, в семье. Думать обо всем этом родителям надо много раньше, прежде чем произнести при детях злое слово.
2. Анализ возможных жизненных ситуаций для родителей:
Ситуация 1. У Светы постоянные проблемы с историей. И вот, наконец-то, в один прекрасный день Света получила по истории «10». Комната. Папа сидит в кресле, читает газету. Вбегает радостная Света.
- Папа! Папа! Я сегодня по истории «10» получила!
Отец, не отрываясь от газеты, спокойным тоном:
- Молодец.
- Папа, ты слышал? Я же по истории «10» получила.
- Я уже слышал. Вот мать пришла. Иди встречай.
Света бросается к матери.
- Мам! А у меня сегодня пятерка!
- Ага. Ой, до чего устала. А ты еще посуду не вымыла и не прибрала? Вечно лодыря гоняешь.
Света мрачно начала мыть посуду. И про школу больше не рассказывала.
Как бы вы ответили и что бы сделали на месте мамы?
Ситуация 2. Вы приходите домой неожиданно для сына и застаете его курящим возле открытого окна. Увидев вас, он не прекращает курение, а с вызовом говорит вам, что он уже самостоятельный и что таким образом расслабляется после нервного учебного дня.
Ваши действия?
3. Рефлексия:
Дорогие папы и мамы! Мы сегодня с вами обсудили важные законы жизни семьи. Поговорим об этом дома, в кругу семьи вместе со своими детьми. Сделайте серьёзные выводы о проблемах взаимоотношений в семье и о том, какое влияние они оказывают на формирование вашего ребёнка.
Задание : Нарисуйте солнышко. В центре круга напишите свое имя. Теперь на каждом из пяти лучиков запишите ответ на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь?» (Например, улыбкой, добротой, я часто обнимаю своего ребенка, зная как это важно для него).
Посмотрите, наше солнышко, как настоящее, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая для этого место и время. Так и мы, родители, должны любить своих детей, без каких либо на то условий, просто так, безусловно. Неоспоримо, что если в основе взаимоотношений родителей и детей отсутствует любовь, все остальное покоится на непрочной основе: страхе, угнетении, подчинении. Для безболезненных, полноценных детско – родительских отношений важна, прежде всего, любовь, любовь безоговорочная, способная проявляться во всех искренних взаимоотношениях.
Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: “Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития - двенадцать”.
4.Подведение итогов:
В заключении хочется сказать: Помните, что главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Берегите любовное единство семьи, не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и, в первую очередь, к детям. Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых. Помните: Без любви все – ничто!
Использованы материалы:
https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/04/06/rol-semi-v-formirovanii-moralnykh-kachestv-podrostka
https://gigabaza.ru/doc/64748.html
https://infourok.ru/lekciya-dlya-roditeley-rol-semi-v-formirovanii-duhovnonravstvennoy-lichnosti-podrostka-405515.html
разгарнуць » / « згарнуць