Родительский университет «Ребёнок среди сверстников»
В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.
Сократ
Цель: Повышение педагогической и психологической культуры родителей. Установление партнёрский отношений с учительским коллективом.
Задачи: Популяризация современных педагогических и воспитательных знаний об учащихся.
Развитие воспитательных компетенций родителей.
Организация эффективного сотрудничества.
Преодоление негативных явлений во взаимоотношения родителей и детей.
Дети 10-12 лет (учащиеся 5-6 классов)находятся впереходном возрасте – от младшего возраста к подростковому. Этот возрастной период принято называть младшим подростковым возрастом. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. В это время характерны усиление независимости детей от взрослых, негативизм – стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых.
Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком – при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения, подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от опеки взрослых является универсальной целью отрочества.
Все то, к чему подросток привык с детства, – семья, школа, сверстники, – подвергается оценке и переоценке, обретает новое значение и смысл.
“Вызов взрослым – не столько посягательство на взрослые стандарты, сколько попытка установить границы, которые способствуют их самоопределению” (Ч. Шелтон).
Таким образом, в социальной ситуации развития подростка появляется принципиально новый компонент – отчуждение, т.е. дисгармония отношений в значимых областях. Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.
К внешним относятся:
1. Изменение характера учебной деятельности:
а) многопредметность;
б) содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук;
в) предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям.
- Отсутствие единства требований (с 1-го по 4-й класс был один учитель начальных классов, а сейчас – несколько преподавателей-предметников): сколько преподавателей, столько различных оценок окружающей действительности, а также поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда – необходимость формирования собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых.
- Появление новых требований со стороны взрослых–реальной помощи по хозяйству, возложение ответственности.
- Изменение положения ребенка в семье – с ним начинают советоваться. Расширение социальных связей подростка – предоставляется возможность для участия в многогранной общественной жизни коллектива.
Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки.
Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания. Выражена неравномерность созревания различных органических систем. В кровеносной системе – мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костно-мышечной системе – костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство.
Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8–11 раз. Так начинается негативная фаза подросткового возраста. Ей свойственны беспокойство, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, грубость, противопоставление себя преподавателю, воспитателю, бравирование недостатками, аффективные вспышки, противоречивость чувств, упрямство, критицизм, своеволие, недостаточно мотивированные поступки, снижение работоспособности, меланхолия и т. д.
Младшим подросткам присуща повышенная утомляемость.
В целях профилактики утомления необходимо осуществлять контроль за соблюдением младшими подростками возрастной нормы сна и режима учебной работы. В идеале младший подросток должен, по крайней мере, в течение нескольких часов в день поиграть со сверстниками на свежем воздухе.
Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется мир ценностей, потребность в интимной коммуникации, он может испытывать чувство любви, мечтает и т. д.
В указанном контексте происходит и смена ведущей деятельности. Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение, общение, общественно-полезный труд.
Учение. Именно в процессе обучения происходит усвоение мышления в понятиях, без которого “нет понимания отношений, лежащих за явлениями” (Л. С. Выготский, 1984). Мышление в понятиях дает возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между ними. Изменяется и характер познавательных интересов – возникает интерес по отношению к определенному предмету, конкретный интерес к содержанию предмета. В связи с началом этапа полового созревания и особенностями нервно-психического состояния в познавательной сфере младшего подростка происходит ряд изменений:
- замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания);
- дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания;
- иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.
Учебная деятельность характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью. Подростки не умеют планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с одного на другое, не завершив начатое.
Общение. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; он боится утратить популярность среди сверстников. Трагически переживает ситуации невключенности в группу сверстников (если все против меня – я против всех). Социальные нормы поведения, установленные взрослыми, отходят на второй план. Младший подросток переходит на внутригрупповые нормы поведения (которые установил он сам и сверстники). Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск образца для подражания. Подростки начинают играть определенные роли в училище, дома (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры, негативиста) и пробуют, как на ту или иную роль будут реагировать взрослые.
Интересно, что место подростка в системе взаимоотношений зависит преимущественно от его нравственных качеств, а его положение в группе определяет разную степень его “эмоционального благополучия”. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.
Общественно полезная деятельность. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела. Это может быть кружковая деятельность, дополнительные занятия.
Самосознание. “Перед созревающим подростком впервые раскрывается мир психического. В 10-12 лет у детей появляется желание иметь свою точку зрения, всё взвесить и осмыслить, потребность в раздумьях о себе и окружающих, размышлениях о предметах и явлениях, в том числе о тех, что не даны в непосредственно-чувственном восприятии.
Чрезвычайно важный компонент самосознания – самоуважение. Самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения по отношению к самому себе и указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. В кризисный переходной период от младшего к старшему подростковому возрасту (13 лет) у подростков наблюдается существенное понижение самоуважения.
Самооценка зависит от положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, насколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а так же педагогами, какие взаимоотношения в семье. Кризис самооценки, негативная Я-концепция зачастую влекут за собой плохую социальную адаптацию, негативно отражаются на взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (провоцируют конфликты, агрессивность).
Рекомендации при определенном поведении
(реакции) подростка
Характерное поведение (реакции) подростков
|
Рекомендации взрослым
|
Переполнены энергией, быстро растут, любят действовать: сначала делают, потом думают.
|
Планируйте разнообразные полезные занятия: ручной труд, активные игры и т.п. Поощряйте размышления о последствиях своих поступков.
|
Учатся в активной деятельности.
|
Необходимо активно задействовать детей в обучении. Им быстро надоедают занятия в виде лекций. Каждое занятие для них должно быть новым и интересным.
|
Активно развивается логическое мышление.
|
Дайте возможность детям высказываться на занятиях, делать свой выбор в поступках. Учите их разумно обосновывать поступки.
Всегда оценивайте различные точки зрения. Дайте понять детям, что вы не безразличны к их мнению.
|
Преобладает конкретное мышление. Трудно воспринимают абстракции.
|
Объясняйте просто и ненавязчиво, не используйте замысловатые фразы и символы.
|
Желают делать все хорошо, но теряют интерес, если оказывается давление.
|
Привлекайте и поощряйте попытки новых видов деятельности, помогайте им развиваться и одновременно учите доводить дело до конца. Чаще хвалите и поддерживайте идеи подростков.
|
Шумные, любят ссориться.
|
Поощряйте уравновешенность и спокойствие.
Сами создавайте спокойную атмосферу.
|
Любят быть вне помещения.
|
Детям этого возраста очень тяжело усидеть в здании. Порой даже интересное занятие не сможет их заинтересовать, если на улице благоприятная погода для прогулки и игр.
|
Превращаются из ребенка во взрослого и приобретают способности, присущие полу.
|
В этот момент дети нуждаются в особой поддержке и понимании. Помогите подростку почувствовать, что он по-своему привлекателен. Никогда не акцентируйте внимание на его физическом развитии. Просто и естественно принимайте каждого. Уважайте их чувства.
Рассказ о сходных чувствах может помочь ребенку чувствовать себя свободней.
|
Очень критичны, особенно к взрослым.
|
В этом возрасте дети ищут лидера, на которого в то же время можно положиться, поэтому будьте примером осмысленности и правоты.
Умейте выслушивать подростков и чаще говорите с ними на интересующие их темы.
|
Могут принимать ответственность на себя.
|
Придумывайте каждому какие-нибудь постоянные поручения, чтобы каждый нес какую-то ответственность, и осторожно помогайте им в этом. Важна партнерская позиция взрослого по отношению к личности младшего подростка. Не будьте безучастными, ограничиваясь контролированием детей.
|
Сильное чувство компании, команды.
|
Помогите классу стать дружной командой. Усиливайте чувство принадлежности к группе и личное внимание. Но не надейтесь, что они примут Вас в свою компанию: они хотят быть самостоятельными. Для поддержания интереса на уроке нуждаются в полной занятости. Необходимо задействовать их во время работы в классе.
|
Обладают само-сознанием. Подростки думают о себе так много, что им кажется, что о них постоянно думают и другие.
|
Не злоупотребляйте замечаниями и критикой. Детям необходимо поощрение. Чаще отзывайтесь о них положительно.
|
Сверхчувствительны к критике.
|
Будьте осторожны, выбирая путь к их душе. Берегите чувства детей.
Никогда не исправляйте, унижая.
|
Острое чувство юмора,много шума и хихиканья.
|
Вызывайте и правильно направляйте юмор.
Учите оценивать, что смешно, а что нет.
Позволяйте себе смеяться вместе с ними.
|
Всё вышесказанное об особенностях развития младшего подростка указывает на то, с каким сложным «контингентом» приходится иметь дело, когда они собираются в одном коллективе. Ведь тогда особенности одного ребёнка сталкиваются с особенностями его сверстников и многократно увеличиваются. Сложно всем: педагогам, классному руководителю, самим учащимся. Выходом из этого положения является создание и развитие классного коллектива. Его основными признаками являются:
- наличие общественно значимых целей;
- участие всех учащихся класса в общей деятельности (помимо уроков);
- взаимопомощь, отношения сотрудничества между одноклассниками;
- наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;
- элементы самоуправления.
Объединённые единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определённые отношения ответственной зависимости при безусловным равенстве всех членов и их одинаковой ответственности. Содействует решению поставленной задачи создания крепкого детского коллектива смена приоритета общения и стремление подростков утвердится среди сверстников, важность их мнения. В настоящем коллективе человек чувствует себя комфортно, дети гордятся своей принадлежностью к классу и получают поддержку и уважение, понимают к чему полезному можно приложить свои таланты и усилия.
Можно выделить четыре вида наиболее ярких интересов подростка, называемых доминантами:
- “эгоцентрическая доминанта”– интерес подростка к собственной личности, своей внешности, самопознанию, повышенная критичность к себе;
- “доминанта дали”– установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;
- “доминанта усилия”– интерес подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте;
- “доминанта романтики”– интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.
разгарнуць » / « згарнуць