РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«Режим дня школьника»
Подготовила и провела: Кирчук Елена Владимировна
Участники: родители
Форма проведения: беседа.
Цель: информировать родителей учащихся о режиме дня.
Задачи:
- привлечь внимание родителей к проблеме, связанной с соблюдением режима дня школьника;
- показать родителям необходимость соблюдение правил гигиены и выполнения режима дня школьника;
- способствовать необходимости установления и соблюдения режима дня первоклассниками в школьной и домашней обстановке;
- формировать у родителей правильное отношение к режиму дня детей.
Оборудование: на доске – тема; бланки с информацией для родителей.
Подготовительная работа: раздать родителям первую памятку - письмо следующего содержания:
Уважаемые родители!
Ваши дети на уроках в школе будут знакомиться с основными правилами здоровьесбережения. Учеников будут учить бережно относиться к общественному имуществу, соблюдать чистоту и порядок в общественных местах, в своем дворе, доме, подъезде, лифте.
Пожалуйста:
1. Объясните вашему ребенку, почему очень важно соблюдать чистоту и порядок в общественных местах.
2. Обратите внимание вашего ребенка на состояние вашего двора, дома, подъезда, лифта, их стен.
3. Научите вашего ребенка:
- соблюдать чистоту и порядок в общественных местах, в своем дворе, доме, подъезде, лифте;
- не писать, не рисовать на стенах домов, подъезда;
- следить, чтобы младшие дети не совершали эти действия.
4. Личным примером научите вашего ребенка соблюдать эти требования.
5. Чтобы ваш ребенок всегда выглядел опрятно, научите его:
- 2 раза в день чистить зубы;
- ежедневно принимать душ;
- ухаживать за своей одеждой и обувью;
- менять ежедневно нижнее белье, носки;
- всегда иметь при себе чистый носовой платок, зеркало, расческу;
- содержать в порядке свою прическу.
Мы благодарим вас и просим продолжать обучение ребенка основным правилам личной и общественной гигиены.
Ход собрания.
1.Психологический настрой.
Для создания психологического настроя в начале занятия родителям предлагается: улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки. Затем классный руководитель предлагает родителям поиграть в детскую игру - кричалку. Если родители согласны с высказыванием, то им необходимо крикнуть «да», в противном случае –«нет».
Крикните громко и хором, друзья Деток своих все вы любите? (да) С работы пришли, сил совсем нет, Вам хочется лекции слушать здесь? (нет) Я вас понимаю… Как быть, господа? Проблемы детей решать нужно нам? (да) Дайте мне тогда ответ Помочь, откажитесь нам? (нет) Последнее спрошу вас я Активными все будем? (да)
2.Выступление учителя по теме.
Тема разговора не нова, но это не умаляет ее значимости: «Режим дня школьника. Каким он должен быть?»
Режим дня для детей младшего школьного возраста имеет первостепенное значение. Соблюдение его позволит правильно развиваться организму, а также будет способствовать предупреждению заболеваний.
При составлении режима, распорядка дня для детей младшего школьного возраста невозможно воспользоваться какой-либо одной жесткой схемой, так как каждый ребёнок, каждая семья имеет свои особенности, свои традиции, но использовать рекомендации, которые носят общий характер конечно возможно.
Для правильного режима дня для детей младшего школьного возраста надо учитывать ритм, определенное чередование различных видов занятий. Если они выполняются в определенной последовательности и в одно и то же время, то в центральной нервной системе ребёнка будут создаваться «привычки», облегчающие переход от одного вида деятельности к другому. Необходимо стараться выдерживать временные моменты режима дня. Это необходимо взять за основу при составлении распорядка дня.
Составляя режим дня для детей младшего школьного возраста необходимо учитывать следующее:
– Необходимость обязательного чередования труда и отдыха.
– Прием пищи должен быть регулярным и полноценным.
– Ночной сон должен быть не менее того времени, которое достаточно для полноценного отдыха ребёнка, а также соблюдение времени подъема и отхода ко сну.
– Четко определенное время утренней зарядки, гимнастики, а также гигиенических процедур.
– Четкое определения времени для выполнения учебных домашних заданий. – Необходимо также предусмотреть 10-15 минутные перерывы во время занятий на отдых.
– Определиться с продолжительностью отдыха, причем желательно с наибольшим временем на открытом воздухе.
Утро необходимо начинать с зарядки, гимнастики, длительностью 10-15 минут. Гимнастика усиливает работу сердца, вентилирует легкие, также улучшает обмен веществ в организме подростка и, в общем, оказывает благотворное влияние на нервную систему.
Затем необходимы водные, гигиенические процедуры. Можно принять душ, облиться водой или просто обтереться. На утренний туалет надо тратить не более 30 минут. Все эти мероприятия подготавливают организм подростка к трудовому, учебному дню.
По возвращению из школы не стоит сразу приступать к выполнению домашних заданий. Необходимо некоторое время передохнуть, желательно – активно. Необходимо предусмотреть 1 – 2 часа времени для прогулок, пребывания на свежем воздухе.
Приготовление заданий на дом для школьников младших классов необходимо предусмотреть 1,5 – 2 часа, средних классов – 2 – 3 часа, а для старшеклассников 3 – 4 часа.
Перед сном желательна вечерняя прогулка или же спокойные занятия, чтобы к отходу ко сну у ребёнка нервная система находилась не в возбужденном состоянии, а в спокойном. Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмечаются резкие колебания вегетативной реактивности, значительно снижается работоспособность. Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна.
При построении режима дня учащихся учитываются особенности функционирования нервной системы: высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы. Работоспособность школьников в течение дня имеет два подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8-12 ч и в 16-18 ч. При этом первый подъем работоспособности, как правило, выше и продолжительнее второго.
В соответствии с периодами повышения и спада интенсивности физиологических функций должен строиться режим дня школьников.
Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом. Домашние учебные занятия - важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма.
Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35-45 мин занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.
Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем - 2,5 - 3 ч, в старшем - 2-2,5 ч.
В современных условиях перегрузки школьников чаще всего нарушается именно этот компонент режима дня: сокращается время пребывания на открытом воздухе, снижается двигательная активность детей.
Свободное время учащиеся используют сообразно своим интересам, для чего предусматривается специальное время: для школьников младшего возраста - 1-1,5 ч, среднего и старшего - 1,5 - 2,5 ч в день. В это время дети читают художественную литературу, рисуют, конструируют, вышивают, смотрят телевизионные передачи, занимаются на компьютере. Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада интенсивности физиологических функций. Занятия по собственному выбору, как правило, проходят с интересом и выполняются детьми с увлечением. Однако и их следует регламентировать по длительности и интенсивности, особенно такие, как игра на компьютере, просмотр телепередач. Это обусловлено развитием выраженного утомления у детей и подростков.
Занятия в различных кружках, общественная работа должны соизмеряться с возрастными возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья детей. Не рекомендуется участие школьников более чем в двух кружках.
В свободное от занятий время учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в доме. Школьники младших классов могут убирать комнаты, мыть посуду, ухаживать за комнатными растениями. Более старшие школьники могут ухаживать за младшими детьми в семье, принимать участие в приготовлении пищи, уборке квартиры, уходу за домашними животными, выполнять садово-огородные и другие работы.
В школах дети также могут привлекаться к самообслуживанию и общественно полезному труду.
Необходимо активное участие ребёнка при составлении распорядка дня, это даст лишний стимул к его выполнению. Желательно также красиво оформить плакат «Мой режим дня», это будет способствовать также и эстетическому воспитанию школьника.
Родительский практикум:
«Легко тому, кто не заставляет себя делать то, что надо». Как же вы, родители, должны организовать жизнь ребенка, чтобы ему было легче выполнять свои обязанности, чтобы детский неокрепший организм не надорвался от серьезных нагрузок, в том числе и школьных?
Для начала – предлагаю несколько ситуаций-зарисовок.
Утро. Полчаса идет процесс пробуждения ребенка. Наконец, полусонного, его можно увидеть на кухне. «Я есть не буду!» – сопротивляется школьник маминым просьбам принять пищу и отправляется в комнату собираться в школу (с вечера не собран портфель и не приготовлена одежда).
…Вскоре в квартире стало тихо. Школьник наконец отправился в школу.
Полдень. Вы на работе. Из головы не выходят мысли: «Где ребенок сейчас? Что поел или не поел вообще? Уроки делает или придется штурмовать науку вечером всей семьей?»
Вечер. – А ну-ка покажи, как ты сделал уроки? – спрашивает отец. – Так, что-то плохо написал… все уроки сделал?
– Еще стихотворение осталось выучить.
– Когда же ты будешь учить?
– Сейчас, – отвечает сын, – досмотрю фильм и пойду учить. В девять вечера ребенок приступает к стихотворению.
В десять – родители раздраженно выслушивают декламации сына. Пол-одиннадцатого. Уроки готовы. Сын отправился спать. Настроение родителей испорчено.
Учитель. Конечно, предложенные «картинки» носят негативную окраску. Так не должно быть, но, вероятно, некоторые моменты могли показаться вам знакомыми. Что же должны знать родители о режиме дня?
Человек является частью природы, потому в его жизни, как и в природе, все должно совершаться ритмично. Режим дня является определенным отражением необходимых организму правильных физиологических процессов. При соблюдении режима дня у школьников образуются условные рефлексы на время: установленное время пребывания ребенка на свежем воздухе создает у него привычку гулять именно в эти часы, привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению.
В задачу построения режима дня входит правильная организация сна, питания, организация смены видов деятельности: чередование труда и отдыха.
Ваши дети только начинают свой школьный путь. Поэтому от вас, родителей, зависит, насколько здоровым и успешным придет ваш ребенок к финишу этой дистанции, с чем войдет во взрослую жизнь. Считаю очень важным ознакомить вас с примерными схемами организации жизни школьника.
(Родителям раздаются заранее приготовленные бланки с таблицами. Учитель может также ознакомить родителей лишь с данными для какого-то конкретного возраста).
Таблица 1. Продолжительность различных видов суточной деятельности (в часах).
Возраст (годы)
|
Класс
|
Учебные занятия в школе
|
Учебные занятия дома
|
Спорт, игры, прогулки
|
Чтение, занятия в кружках, помощь семье
|
Прием пищи, туалет, зарядка
|
Ночной сон
|
7
|
1-й
|
3–4
|
1
|
3?
|
2?
|
2?
|
11–10?
|
8
|
2-й
|
4
|
1–1?
|
3?
|
2?
|
2?
|
11–10?
|
9
|
3-й
|
4
|
1?–2
|
3?
|
2?
|
2?
|
11–10?
|
10
|
4-й
|
4–5
|
1?–2
|
3?
|
2?
|
2?
|
10?–10
|
11
|
5-й
|
5–6
|
2–2?
|
3
|
2?
|
2?
|
10–9?
|
12
|
6-й
|
5–6
|
2–2?
|
3
|
2?
|
2?
|
9?–9
|
13
|
7-й
|
5–6
|
2?–3
|
2?
|
2
|
2
|
9?–9
|
14
|
8-й
|
5–6
|
3–4
|
2?
|
2
|
2
|
9?–9
|
15
|
9-й
|
5–6
|
3–4
|
2?
|
2
|
2
|
9–8?
|
16–17
|
10–11-й
|
5–6
|
3–4
|
2?
|
2
|
2
|
8?–8
|
Одна из проблем организации режима школьника в семье – согласование его с режимом взрослых. Школьник должен спать дольше, чем взрослые, и ложиться спать раньше, чем они. Однако нельзя создавать два независимых друг от друга режима. Школьник должен постепенно привыкать к режиму взрослых, соблюдая при этом необходимую для своего возраста продолжительность основных элементов режима дня.
Еще хочется обратить особое внимание на организацию воскресенья.
Воскресенье должно быть днем полного отдыха, в этот день – никаких уроков! Домашние учебные задания (их все-таки задают на выходные) лучше приготовить в субботу после обеда. Выходной день следует предоставить любимым занятиям и развлечениям.
Учитель. «Кто будет расти без дисциплины, состарится без добродетелей», – утверждал Я. А. Коменский. Какая же существует связь между режимом дня и нравственными качествами, душевным состоянием.
Если ребенок с раннего возраста приучен к организованности и порядку, к систематическому труду, то постепенно это становится его внутренней потребностью, чертой характера.
История знает примеры кажущейся невероятной работоспособности. Но не всегда это объяснялось какими-то сверхъестественными особенностями человека. Все авторы выдающихся достижений были замечательными организаторами своей работы, своего режима дня. А потому – прислушайтесь к советам психологов.
Совет 1. Самое сложное и трудное для ребенка время в течение дня – это утро. Утром ребенок требует особенного внимания. Между той избыточной теплотой, которую ребенок ощущал в сладком сне, и напряженным днем не должно быть резкого перепада. Весь ритм деловых утренних часов должен способствовать размеренному вхождению ребенка в атмосферу дневных забот. Ребенок, на которого накричали утром, не в состоянии высидеть спокойно пять-шесть уроков. Кроме того, это обязательно скажется на общении с товарищами, учителем.
Совет 2. Вечер – всегда раздумья о завтрашнем дне. Сделайте максимально возможное, чтобы завтрашнее утро было свершением счастливых событий. Несколько правил, касающихся организации вечера:
1) Нельзя острые этические разговоры переносить на самое позднее время. Постарайтесь их закончить к семи-восьми вечера. За два последних часа перед сном ребенок должен успокоиться. Важно научить его готовиться к завтрашнему дню. И здесь нет мелочей. Пусть он соберет книги, тетради, приготовит карандаши, ручки. Просмотрит одежду и, если надо, пришьет пуговицу или выгладит брюки. И наконец, самое серьезное – лечь вовремя спать.
2) Важно и помочь ребенку не допустить перевозбуждения. И тысячи «нельзя» должны сработать в вашем педагогическом общении. Ни в коем случае не смотреть вечером фильмы детективного плана с убийствами и расследованиями.
3) Ни в коем случае нельзя перед сном пить кофе или есть острые блюда, играть в шумные игры или рассказывать ребенку жуткие истории, страшные сказки.
4) Если в вашей семье назрел конфликт и вам надо его разрешить между собой, подождите, когда ребенок уснет. Если у вас гости, постарайтесь ребенка вовремя уложить спать.
И, самое главное, – прикоснитесь к ребенку, не стесняйтесь, не бойтесь вырастить из него неженку. В его жизни и так много ситуаций, где нужно самоутвердиться, побороть свой страх, преодолеть себя. А сейчас он дома, в своей семье… Пусть он уснет с мыслями: «Как я люблю свою мамочку за то, что она понимает меня… Я завтра обязательно постараюсь доказать ей, на что я способен, оправдать ее доверие…»
Вопросы для обсуждения
1. Ребенок не хочет завтракать. Что делать?
Ответ. Нежелание ребенка завтракать является проблемой. Если в вашей семье подобная трудность возникла, нужно решать ее терпеливо.
Типичные конфликты во время завтрака такие:
– Я не хочу кушать – говорит ребенок.
– Ну съешь вот это… – настаивает мать.
– И это не хочу…
– Ну хоть чай выпей…
– И чай не хочу…
– Ну как же ты будешь заниматься? Это же невозможно…
Разыгрывается спектакль, в котором роли отработаны: страдающая мать и торжествующий ребенок. Заметьте, чем больше настаивает мать, тем сильнее сопротивляется ребенок. О том, что ребенок входит в роль и даже получает своего рода эгоистическое наслаждение от уговоров, свидетельствует многое. Есть дети, которые, прежде чем сесть за стол, даже если они сильно голодны, несколько раз должны повторить: «А я не хочу». И это возражение звучит как вступительное слово к еде. Сказал «не хочу» и после этого съел полный завтрак и обед. Не случайно педиатры рекомендуют не заставлять ребенка есть, а просто поставить перед ними пищу и даже, возможно, выйти на время из комнаты. Конечно, нет никакой гарантии, что ребенок в первое же утро станет есть. Напротив, в некоторых случаях при изменении тональности обращения он может бросить вызов – уйти, не позавтракав. Но даже в таком случае вы окажетесь в педагогическом выигрыше: будет сломлен сложившийся стереотип и подготовлена почва для установления новых отношений.
2. В каком порядке следует делать уроки: начинать с легких или трудных, устных или письменных?
Ответ. Нет и не может быть единой последовательности в приготовлении уроков, одинаково рациональной для всех школьников. Есть только общие рекомендации. В начальных классах учителя советуют начинать с письменных заданий, а затем переходить к устным. Дети 7–8-летнего возраста еще не привыкли к значительным учебным нагрузкам и относительно быстро утомляются. Поэтому школьникам 1 и 2 классов начинать приготовление уроков следует с наиболее трудных заданий, а для них, как правило, такими являются письменные.
Родителям необходимо знать о временных нормах выполнения домашних заданий и следить за их соблюдением.
В 1 классе – 1 час; во 2 классе – 1,5 часа; в 3–4 классах – 2 часа. Нужно стремиться не выходить за рамки рекомендованного времени. Известный русский педагог К. Ю. Ушинский говорил, что у ребенка, который длительно занят приготовлением уроков, ослабевают память и внимание, снижается успеваемость.
3. Как решить проблему свободного времени у ребенка?
Ответ. Проблема организации внеучебного времени школьников не нова, она издавна волнует педагогов и медиков. Более 100 лет назад Ушинский писал, что у человека портится голова, и сердце, и нравственность, если он не знает, чем ему занять день. В школе ребенок проводит 25–30 часов в неделю. Чем занять его в оставшееся время – задача для родителей. Запишите его в кружки, секции, научите занимать себя (пусть у школьника будут развивающие игры, конструкторы, пазлы, куклы). Научите ребенка беречь время, ценить его. Информация для размышления: с помощью специальных исследований выявлено, что школьники проводят перед экраном телевизора в среднем от 12 до 24 часов в неделю. (Для сравнения: установленная медиками максимальная продолжительность просмотра детьми телевизионных передач для младших школьников – 1 час в неделю.) Разумеется, техника развивается и совершенствуется, увеличиваются ее возможности, школьник сегодня смотрит не только на экран телевизора, но и на монитор компьютера… Но ведь организм ребенка по-прежнему развивается согласно законам природы… Об этом не следует забывать.
4. В выходные дни ребенок долго спит. Как к этому относиться?
Ответ. Ученые считают, что много спать вредно. Субъективная потребность в длительном сне часто не отражает истинной необходимости в нем.
Кстати, немецкий философ И. Кант считал, что кто видит во сне наслаждение или средство убивать время и отдает ему больше трети своей жизни, тот не умеет оценить положенной ему жизни.
Учитель. Подходит к концу наш разговор. Много вопросов прозвучало сегодня. Наверное, что-то осталось невыясненным, непонятным… Но об этом – мы обязательно поговорим в следующий раз… Но вы должны запомнить следующие
НЕЛЬЗЯ:
- Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
- Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
- Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.
- Сразу после школьных уроков выполнять домашнее задание.
- Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.
- Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права.
- Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий, в частности.
- Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.
- Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки.
- Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.
- Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.
- Ругать ребенка перед сном.
- Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.
- Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.
Режим для школьника важен потому, что он создает прочные рефлексы, воспитывает полезные устойчивые привычки. Ребенок приучается вставать и ложиться спать ежедневно в одно и то же время. Это помогает ребенку быстрее заснуть, крепче
спать и утром встать бодрым. То же относится к приему пищи. Если школьник будет питаться регулярно, в одно и то же время получать завтрак, обед, полдник и ужин, то он будет есть с аппетитом, а это способствует лучшему усвоению пищи. Рациональный режим дня создает здоровый динамический стереотип поведения, укрепляет нервную систему ученика.
Ежедневное выполнение рационального режима дня, кроме большого гигиенического значения — сохранения и укрепления здоровья, имеет немаловажное значение для успешного обучения. Ребенок приучается к аккуратности, порядку, опрятности,
учится ценить и беречь время, экономно его расходовать, привыкает работать последовательно, прилежно, тщательно. Приученный к режиму ребенок всегда будет иметь время для занятий в школе и дома, для отдыха, прогулок и игры, для оказания помощи родителям по хозяйству (это должно быть предусмотрено режимом дня). Выработанные в детстве привычки облегчают работу и нередко сохраняются на всю жизнь.
А сегодня, в заключение нашей встречи, мне хочется познакомить вас с мыслями знаменитого польского гуманиста Януша Корчака: «Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает знаков и обычаев… Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы».
Будьте таким гидом! Помогите своему ребенку не потеряться в стране, имя которой – жизнь, помогите ему стать в нем счастливым.
Рефлексия.
Родители встают в круг и, передавая друг другу «Шар впечатлений», делятся своими мыслями по поводу данного собрания, говорят о том, что им понравилось или не понравилось, как им работалось в группах, что они “вынесли” для себя с собрания и т.д.
Приложение
Советы родителям младших школьников
1. Младший школьник должен спать в сутки не менее 11-12 часов, включая как ночной, так и дневной сон.
2. Приучите ребенка после прихода из школы и обеда немного поспать. Для хорошего отдыха достаточно часа-полутора. Если ребенок не привык днем спать, убедите его просто отдохнуть.
3. Найдите самое идеальное в комнате место, где ребенок будет спать, где сон его будет наиболее приятным и полезным.
4. Для глубокого сна важна и одежда, в которой спит ребенок. Лучше всего для сна подходит пижама из хлопковой ткани.
5. Ужинать ребенок должен не позже чем за час-полтора до сна. Это может быть кефир с печеньем, стакан теплого молока, банан или яблоко. Перед сном обязательны теплый душ, чистка зубов. Лучшее время проведения перед сном - семейное чтение.
6. Наиболее комфортная температура для спокойного и глубокого сна - 16-17°С. В любом случае помещение должно быть хорошо проветрено.
7. Питание - это пища, которую мы употребляем. Она идет на строительство и восстановление тканей организма, на снабжение его энергией, на обеспечение возможности двигаться, работать, выздоравливать после болезни и т.д.
Для растущего организма значение всего этого возрастает во множество раз.
Организму нужны белки (обеспечивают строительство организма; составляют почти 20% веса нашего тела).
Жиры (запасной источник энергии).
Углеводы (обеспечивают нас энергией).
Витамины (обеспечивают нормальную жизнедеятельность, активность и хорошее самочувствие организма).
Недостаток любого из питательных веществ ослабляет организм, замедляет его рост.
Спасибо за понимание.
раскрыть » / « свернуть