«Трудовое воспитание детей в семье»
(II класс, IV четверть).
«Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия».
К.Д. Ушинский
Цель: формирование представлений о роли, возможностях и методах трудового воспитания младших школьников.
Задачи:
привлечь внимание родителей к проблеме воспитания трудолюбия;
формировать представления о необходимости целенаправленного воспитания трудолюбия как нравственного качества;
помочь родителям осознать роль семьи в приобщении детей к труду, воспитании у них трудолюбия;
создавать условия для совершенствования опыта взаимодействия взрослых и детей в процессе трудового воспитания.
Форма проведения: дискуссия
Участники: классный руководитель, родители учащихся.
I. Вступительное слово классного руководителя.
Трудовое воспитание в школе рассматривается с двух позиций. С начала обучения ребенка в школе мы говорим о работоспособности ученика на уроке и дома во время подготовки домашних заданий. В более старшем возрасте трудовое воспитание рассматривается как профильное образование. Сегодня мне хотелось бы обсудить с вами вопросы о способности ваших детей выполнять домашние трудовые обязанности, о желании трудиться.
Мини-лекция «Воспитание трудолюбия у младших школьников».
Отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Атмосфера любви, заботы, сочувствия в семье усиливает воспитательный потенциал труда. При этом родителям важно учитывать, что определяющее значение имеют отношения (особенно позитивные), которые формируются и сохраняются у ребенка в процессе деятельности. С целью воспитания трудолюбия как нравственного качества личности необходимо организовать дело так, чтобы оно пробуждало положительные эмоции, радость. Привлечению к труду младших школьников способствуют их активность, готовность к действию, любознательность. Задача родителей – создать условия для реализации этих качеств ребенка в продуктивной деятельности. При этом следует учитывать неустойчивость поведения детей, быструю смену их интересов и увлечений, неумение доводить начатое до конца. Это требует от взрослых особых усилий и создания условий для развития позитивного отношения ребенка к труду. Основное назначение трудовой деятельности в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру. Прежде всего это предполагает заботу о себе и о других. Необходимо помочь младшим школьникам понять: результаты работы, которую они выполняют, нужны не только им, но также их близким, сверстникам и др.
В трудолюбии преломляются волевые, нравственные качества (сопереживание, сочувствие и т. п.). Наиболее ценными мотивами, определяющими позитивное отношение к труду, являются любовь к родителям, чувство выполненного долга перед семьей («Я убираю дома потому, что маме и папе надо помогать», «Уборка своей комнаты – моя обязанность»).
Воспитание трудолюбия начинается с момента привлечения ребенка к самообслуживанию. Родителям следует поддерживать и постепенно развивать интерес ребенка к труду.
Особое значение в младшем школьном возрасте имеет игра.
Так, например, дети копируют действия взрослых: «стирают», «убирают», «готовят» и т. п. Усложняя сюжет игры, можно обеспечить переход ребенка к полноценному трудовому процессу, особенно в сфере самообслуживания. Кроме того, необходимо приучать сына (дочь) выполнять доступную для их возраста домашнюю работу. При этом важно помогать детям осознавать, что любой труд, полезный другим, благороден. Привлечение младших школьников к бытовым обязанностям (приготовлению пищи, незначительному ремонту одежды, предметов домашнего обихода и личного пользования) способствует воспитанию у них привычки трудиться, заботиться о себе и своих близких. Но для этого у детей непременно должны быть постоянные обязанности.
Как научить детей выполнять трудовые поручения? Это возможно при соблюдении ряда условий:
1. Прежде всего, надо четко определить суть задания. Недостаточно сказать: «Наведи порядок в комнате». Целесообразно перечислить, что следует сделать: почистить ковер, убрать игрушки, полить цветы и т. п. Более того, надо подготовить нужные для работы предметы или показать, где можно их взять самостоятельно.
2. При объяснении задания следует помнить, что для одного ребенка достаточно обычной инструкции, с другим – необходимо вместе выполнить определенные действия.
3. Обязательно установите сроки выполнения поручения.
4. Обсудите с ребенком ожидаемые результаты (родителям необходимо познакомить его с показателями качественного выполнения поручения).
5. Усложняйте поставленные задачи по мере того, как ребенок осваивает навыки домашнего труда. В семье должны с уважением относиться к труду детей: если они добросовестно справляются с постоянными обязанностями, необходимо показать, как ценится их работа (уместно одобрение, если ребенок аккуратно застелил кровать, красиво накрыл на стол, вовремя полил цветы и т. п.). Вместе с тем, ребенка не следует ругать, если он не выполнил поручения. В таких случаях следует поговорить с ним, выяснить причины отказа, помочь сделать все для того, чтобы задание в итоге было выполнено. Именно трудолюбие активизирует способность детей к творческому решению различных жизненных задач. Как формируется эта способность? Во-первых, ребенку следует помочь овладеть умениями и навыками работы с разными инструментами и материалами (при уборке, ремонте, изготовлении игрушек и т. п.). Во-вторых, он должен видеть: результат деятельности зависит от выбора материала и действий, выполняемых с ним. Важно обратить внимание и на то, чтобы ребенок не просто старался, а стремился достигнуть положительных результатов. В таком случае он непременно спросит: «А как лучше?» Это и есть начало творческого подхода к делу [1, с. 133-136 ].
Роль семьи в воспитании трудолюбия.
В воспитании у детей привычки к труду особенно велика роль семьи. Необходимо, чтобы у школьника было любимое дело. Обычно увлеченность каким-нибудь трудом передают детям родители. Когда ребенок видит, с каким удовольствием они трудятся, у него возникает желание поработать самому. Чтобы поддержать интерес к труду, детям надо время от времени поручать дело, непривычное для них, способное захватить своей новизной.
Большую воспитательную роль играют коллективные трудовые дни семьи. Труд вместе со взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной ориентации своего рабочего места, рациональные приемы работы, правила техники безопасности. Можно привлекать детей к созданию условий для наиболее полноценного отдыха.
Таким образом, в процессе воспитания у младших школьников трудолюбия целесообразно придерживаться следующих правил:
♦ приобщать детей к труду следует как можно раньше;
♦ стремиться сделать их труд осмысленным, приносить пользу себе и другим людям;
♦ учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
♦ поручать детям постоянные трудовые задания, обучать умению выполнять поручения;
♦ адекватно оценивать их труд, поощрять трудовые усилия;
♦ практиковать совместный труд детей и взрослых.
Анализ практики показывает, что систематический созидательный труд воспитывает у подрастающего поколения бережливость, организованность, аккуратность, ответственность перед собой, членами семьи и др.
II. Практикум «Как приобщать детей к труду в семье».
Подготовительная работа. Педагог разрабатывает план практикума, определяет содержание заданий.
Блок 1. «Участие детей в домашнем труде».
Родителям предлагается заполнить таблицу, используя обозначения: П — ребенок нуждается в помощи при выполнении трудового дела; Н — нуждается в напоминании или контроле; С — самостоятельно и правильно выполняет работу без напоминания и контроля. К примеру:
Виды работ
|
Возраст детей и уровень выполнения работ
|
Ребёнок
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Сам чистит зубы
|
|
|
|
|
|
Сам моется
|
|
|
|
|
|
Убирает свои вещи
|
|
|
|
|
|
Вешает одежду в шкаф
|
|
|
|
|
|
Заправляет постель
|
|
|
|
|
|
Вытирает со стола
|
|
|
|
|
|
Пылесосит ковры
|
|
|
|
|
|
Выносит мусор
|
|
|
|
|
|
Ухаживает за домашним животным
|
|
|
|
|
|
Стирает
|
|
|
|
|
|
Накрывает на стол
|
|
|
|
|
|
Моет посуду
|
|
|
|
|
|
Может приготовить несложное блюдо
|
|
|
|
|
|
Результаты анализируются, обсуждаются, участники приходят к выводу: родителям важно знать, в каком возрасте ребенок должен уметь выполнять то или иное задание (однозначного ответа нет, все зависит от способностей и интересов каждого из них, от состава семьи и т. п.); процесс приобщения младших школьников к систематическому труду длительный, поэтому со стороны родителей требуются постоянное внимание, учет желаний и интересов детей, их возможностей.
Блок 2. «Как учить ребенка выполнять трудовые задания».
Родители (участники микрогрупп) разрабатывают алгоритм выполнения задания ребенком, характеризуют действия взрослых. К примеру:
♦ определить, что должно быть сделано; подготовить все, что понадобится ребенку (при необходимости показать, где взять); недостаточно сказать: «Накрой на стол, пожалуйста», важно уточнить суть работы (поставить на стол тарелки, разложить столовые приборы, принести посуду и т. п.);
♦ при необходимости следует показать, как надо накрывать на стол, или сделать это вместе;
♦ установить сроки выполнения задания (к примеру, сервировать стол к шести часам вечера).
Блок 3. «Есть проблема – есть решение».
Организуется ситуационная игра: участники микрогрупп получают карточки с педагогическими ситуациями; дается задание обсудить их и обосновать свою позицию.
1. Мама говорит: «Моя дочка ходит в музыкальную школу, хорошо учится. Дома я освобождаю ее от всех хлопот».
Оцените позицию матери.
2. Шестилетний мальчик с трудом несет мусорное ведро. Соседи осуждают родителей: «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы пожалеть ребенка».
Ваше отношение к действиям родителей.
3. «Моя дочь хорошо учится, почти отличница, а в домашней жизни ничего не умеет и не любит делать. Как заинтересовать ее домашними делами?» Что посоветуете?
4. В семье растут три сына. Отец завел традицию: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда раздражает. Ваше отношение к данной традиции.
5. Мама рассказывает, что ее дочка помогает присматривать за младшим ребенком. Подруги просят поделиться секретом такой заботы. Мама отвечает: «Мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведенный с малышом. Это лучше, чем нанимать няню – чужого человека». Согласны ли вы с действиями родителей?
6. Дочь должна помыть после обеда посуду, но вместо этого играет на компьютере. Какой совет дадите родителям?
7. Мама просит сына сходить за покупками. Он отказывается, так как читает книгу. Что бы вы сделали?[1, с. 146-149].
Блок 4. Ознакомление родителей с результатами анкетирования детей.
- А вот как ваши дети ответили на заданные им вопросы. Анализ анкет на слайде
Анкета 1.
Дома я
|
Всегда
|
Часто
|
Иногда
|
Никогда
|
Убираю свою постель
|
|
|
|
|
Прибираю в своей комнате
|
|
|
|
|
Мою посуду
|
|
|
|
|
Хожу в магазин
|
|
|
|
|
Стираю мелкие вещи
|
|
|
|
|
Помогаю в уборке квартиры
|
|
|
|
|
Ухаживаю за младшими
|
|
|
|
|
Умею кое-что готовить
|
|
|
|
|
Анкета 2.
- С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
- Что тебе нравится больше всего из домашних дел?
- Хвалят ли тебя за выполненную работу?
- Ругают ли, если сделал что-то не так?
- Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать?
6. Домашние дела – это трудная работа?
Блок 5.Памятка-рекомендация «Как воспитывать у детей трудолюбие».
1. Целенаправленно развивать у детей навыки самообслуживания. Для этого следует создавать ситуации, позволяющие им вначале с помощью взрослых, а затем и самим убирать за собой игрушки, помогать маме и другим родственникам. Основа родительской тактики – воспитывать у детей трудолюбие, постоянство и последовательность в выполнении требований.
2. Обучать детей выполнению трудового задания: определить, что должно быть сделано, ознакомить с заданием; обозначить, каким должен быть результат; объяснить, почему необходимо этому научиться; совместно обсудить, какими будут последствия в случае невыполнения; создать условия для того, чтобы ребенок достиг результата с учетом его возможностей (трудовое задание должно быть посильным).
3. Предъявлять единые требования к детям. Единство действий всех членов семьи – основной приоритет в воспитании трудолюбия. Если дочь (сын) хочет помыть посуду, то ее (его) желание следует поддержать, а при необходимости помочь.
4. Расширять содержательный аспект труда: четко ставить воспитательные задачи; раскрывать практическую значимость труда; развивать любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.
5. При организации детского труда взрослым необходимо ориентироваться на три уровня помощи:
♦ ребенку нужно помогать в выполнении работы или делать ее вместе с ним;
♦ ненавязчиво контролировать работу;
♦ учить выполнять работу без посторонней помощи или напоминаний.
6. Поддерживать уверенность ребенка в значимости выполнения трудовых дел, объяснять, какую пользу семье принесли его трудовые усилия. При этом важно постоянно расширять границы трудовых дел детей, т. е. увеличивать и усложнять их обязанности (например, от мытья своей чашки до мытья посуды для всей семьи).
7. Рационально использовать методы воспитания, способствующие развитию трудолюбия: разъяснение, пример взрослого или сверстника, педагогическое требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций и др.
8. Поощрять самостоятельность и трудовую инициативу детей. При этом поощрение может быть как словесным, так и действенным. Похвала взрослых (родителей, друзей семьи, соседей и др.) возвышает ребенка в его собственных глазах и мотивирует на более значимые достижения [1, с. 136-138].
III. Заключительное слово классного руководителя.
Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть. Задача сегодняшнего собрания – показать вам, чего вы достигли в развитии трудовых навыков вашего ребёнка, и что ещё предстоит сделать.
Поэтому закончить наше собрание мне хотелось бы такими словами:
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Пусть помнят, что с лихвой получат
От них всё то, чему их учат.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе!
Список использованных источников:
1. Мельничук, И. А. Трудовое и профессиональное воспитание младших школьников: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / И. А. Мельничук ; под ред. М. П. Осиповой. – Минск : Национальный институт образования, 2022. – 168 с.
2. Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений / М.П. Осипова, Г.А. Бутрим, И.А. Мельничуки др.; Под общ. ред. М.П. Осиповой, Г.А. Бутрим. – Мн., «Экоперстпектива», 2003. – 480с.
раскрыть » / « свернуть